Натюрморт с геометрическими телами и драпировками


натюрморт  

Приступая к рисованию натюрморта, процесс построения изоб­ражения надо разделить на отдельные этапы. Такая последователь­ность работы должна всегда соблюдаться в учебном рисовании (как при рисовании натюрморта из геометрических тел, так и очень слож­ного натюрморта с введением гипса). Отсутствие методической после­довательности в работе приводит к пассивному, бездумному сри­совыванию.

 

Говоря о необходимости соблюдения последовательности работы, П. П. Чистяков указывал: «Человек... из практики узнает, что каждое дело, во-первых, требует правильного простого, здравого взгляда, (во-вторых.— Н. Р.) требует неизменного порядка, требует, чтобы все... начиналось не с середины или с конца, а с начала, с основа­ния... Рисующий увидит, что нарушение, малейшее нарушение по­рядка... ведет к совершенной неверности и путанице... Вообще по­рядок и правильная форма Предмета в рисовании важнее и дороже всего»1.

 

 

 

Исполнение картины натюрморта учебного или творческого включает в себя умение составить композицию натюрморта из интересных вещей, при­дать особое освещение этой постановке предметов, создать в натюрморте определенное настроение и донести его до зрителя.

 

Рассмотрим последовательность исполнения композиции натюрморта.

 

 

 

1. Постановка натюрморта начинается с более крупных и выра­зительных в тематическом отношении предметов. (В нашем приме­ре таким предметом является кувшин.)

 

К главным предметам подбирают дополнительные. В одних слу­чаях предметы могут подбираться по принципу однородности матери­ала (натюрморт из геометрических гипсовых тел), в других — наобо­рот, по принципу разнообразия материалов и тональных отношений.

 

Не рекомендуется рядом ставить предметы, одинаковые по размеру и форме,— они нарушат композиционный центр. Лучше всего сопо­ставлять предметы, различные по форме, размеру и тону.

 

По словам известного английского художника У. Хогарта, ис­кусство компоновать — это искусство хорошо разнообразить.

 

 

 

2. В некоторых случаях предметы могут подбираться из однородного материала (например, гипсовые, металлические, стеклянные, глиняные и т. д.), но всякая композиция предметов должна быть объедине­на какой-либо темой, идеей, сюжетом.

 

 

 

3. Натюрморты могут отражать эмоциональное настроение художника, его раздумья. Одни композиции могут передавать пьянящую радость весны с ее яркими красками, запахом цветущих яблонь и сырой земли; другие — показывать устоявшийся покой лета или поэтический образ легкой осенней грусти. В зависимости от эмоционального содержания постановки меняются краски натюрморта: где-то цветовые оттенки на­сыщенные, яркие, где-то приглушенные и сдержанные, то есть коло­рит картины всегда подчинен внутреннему состоянию образа.

 

По словам известного французского художника Э. Делакруа, истинный живописец тот, у кого, прежде всего, играет воображение.

 

Воображение художника не просто воспроизводит только те или иные предметы, оно комбинирует их с определенной идеей. И это комбинирование подталкивает его к усложнению многообразия элементов будущей картины для достижения необходимой цели. А именно для создания живописного поэтического образа.

 

 

 

4. Наиболее крупные и высокие предметы располагаются на дальнем плане картины натюрморта, менее высокие предметы располагаются на среднем плане и на переднем плане кладутся предметы мелкие и осо­бо яркие.

 

Одной из задач, связанных с изображением натюрморта, являет­ся передача пространства. Натюрморт должен быть составлен так, чтобы предметы переднего плана как бы случайно загораживали часть предметов второго плана, основания их должны быть частич­но видны. Это, с одной стороны, придаст естественность и прав­дивость натюрморту, с другой — поможет рисовальщику передать пространство и воздушную среду между предметами.

 

 

 

5. Большое внимание надо уделить освещению.

 

Искусственное верхне-боковое освещение позволяет выявить кон­трастную светотень на предметах переднего плана, выделить компо­зиционный центр, показать второстепенные предметы. Дневной рас­сеянный свет создает мягкие тоновые переходы.

 

Часто при постановках натюрморта требуется ввести драпиров­ки, которые помогают объединить предметы, создать целостную ком­позицию. В одних случаях они служат фоном, в других — элемен­том композиции.

 

__________

 

1 Цит.по кн.:Гинзбург И.П.П.Чистяков и его  педагогическа ясистема.- С.145.

 

6. Построение композиции картины предполагает ее закономерное де­ление на части, то есть рассечение целого на куски. Если картину мысленно разделить на четыре равные части (мысленно нарисовав крест из серединных линий по вертикали и горизонтали), то мы дол­жны получить равновесие всех частей картины:

 

♦ по цвету (тепло-холодности);

 

♦ по тону (светло-темности);

 

♦ по форме (одна часть картины не должна быть слишком перегруже­на формами, а в другой образовываться пустота и т. д.).

 

!  Для удобства можно использовать видоискатель.                                                              

!"Правило Леонардо" или "правило 1/3".

 

 

 

 

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Предварительный анализ постановки. Далее выбирается точка зрения.

 

Сначала надо рассмотреть натюрморт с различных точек зре­ния и выбрать наиболее интересную, обратить внимание на эффек­ты освещения.

 

Обычно формы предметов выглядят более выразительно при бо­ковом освещении (садиться против света не рекомендуется).

 

Следует продумать, как лучше скомпоновать натюрморт на листе бумаги — вертикально или горизонтально (например, если включить в композицию край стола, его угол, то композиция долж­на быть вертикальной).   

 

Альберти писал:  «Никогда  не  берись  за  карандаш  или   кисть, пока ты как следует, не обдумал, что тебе предстоит сделать и как это должно быть выполнено, ибо, поистине, проще исправлять ошиб­ки в уме, чем соскабливать их с картины»1.

 

 

 

8. Затем определяется положение предметов относительно уровня глаз художника.

 

_________

 

1  Альберти Л. Б. Десять книг о зодчестве. – Т. 2. – С. 61

 

9.  Потом прочерчивается в картине линия горизонта художественная.

 

 

 

10. Необходимо в начале работы над рисунком намечать от края холста так называемые «поля». Они исполняются для того, чтобы предметы центральной композиции картины не упирались своей верхней, ниж­ней и боковой частями в край картины.

 

 

 

11. Следующим этапом работы будет нахождение центра картинной плос­кости.

 

 Для этого прорисовывается на листе бумаги или холста крест из серединных линий по вертикали и горизонтали или диагонали из углов данной формы холста картины. Точка пересечения серединных   линий или диагональных линий будет центром холста.

 

 

 

 

 

  1. Композиционное размещение изображения на листе бумаги

     

    Рисунок начинается как всегда с композиционного размещения изображения. Очень важно скомпоновать всю группу предметов так, чтобы лист бумаги заполнен был равномерно. Для этого надо мысленно объединить предметы в одно целое и продумать их разме­щение в соответствии с форматом листа бумаги. Сверху нужно ос­тавить больше места, чем снизу, тогда у зрителя будет впечатле­ние, что предметы стоят на плоскости. Вместе с тем необходимо сле­дить, чтобы изображаемые предметы не упирались в края листа бу­маги, не оставалось много пустого места. При помощи «видоискателя» (вырезанного из плотной бумаги прямоугольного «окошка») необходимо найти оптимальный вариант.

     

     

     

     

     


 

 

 

 

  • Помимо размещения изображения на листе бумаги, художнику необходимо найти на картинной плоскости композиционный центр.

 

В большинстве случаев зрительный центр не совпадает с компо­зиционным, зависящим от расположения главного предмета, вок­руг которого группируются остальные. Разумеется, пространствен­ное положение предметов относительно друг друга в изображении зависит и от выбора точки зрения, которая влияет на компоновку натюрморта в задуманном формате.

 

 

 

  • Для воплощения своего творческого замысла должен найти детали или объекты, с наибольшей силой характеризующие отображаемое явление, и именно они должны образовать идейно-композиционный центр, акцент на котором может быть сделан любыми выразительными средствами.

 

Остальные элементы, занимающие периферийное положение и создающие окружающую среду, способствуют усилению звучания главной идеи картины. Необходимо помнить, что в любом художественном произведении каждая, на первый взгляд незначительная, деталь имеет свою эстетически завершенную форму. Художник должен выбрать такую комбинацию предметов или объектов изображения, при которой была бы не только соблюдена иерархия
главных и второстепенных элементов, но и подчеркивалась бы эстетическая значимость тех и других.

 

15. Передача характера формы предметов, их пропорций. Легко касаясь карандашом бумаги, надо наметить об­щий характер формы предметов, их пропорции. Вырисовывать и уточ­нять контуры сразу не следует. Воспользоваться методом  обрубовки формы изображаемого предмета.

 

 

 

 

 

 

16. Далее избирается модуль — единица измерения отдельно взятого изображаемого объекта.

 

 

 

17. Проведя серединную линию и линию основания, то есть «следочек» изображаемого предмета и общую форму, художнику следует выполнить ряд замеров каж­дого из предметов и их пропорции (по высоте, ширине, глубине). Замеры выполняются с помощью карандаша. При этом используете визуальный метод измерения предметов.

 

 

 

18. Определяются общие пропорции предметов.

 

 

 

 

17. Линии перелома форм будут местом глубокой тени.

 

 

 

     


18. Затем производится уточнение пропорций приемом вспомогательных линий.

 

 

 

19. Уточняется угол наклона осевых (серединных) линий формы по от­ношению к прямой вертикальной вспомогательной линии или гори­зонтальной линии, проверяется положение и угол наклона одной час­ти формы тела по отношению к другой, если таковой угол наклона имеется (например, движение фигуры человека определяется на ос­нове взаимного расположения ног и рук, то есть прорисовываются на­правления осей конечностей).

 

 

 

20.  Предметы, изображенные в картине, должны либо частично перекры­вать друг друга, либо находиться на расстоянии друг от друга, но толь­ко не касаться друг друга своими контурами, ибо это вызывает ощу­щение неуравновешенности и нервозности.

 

 

 

21. В изображении предмета необходимо наметить легкими линиями все его плоскости, грани видимые и невидимые для проверки пропор­ций. (На рисунке получается как бы изображение проволочных моделей.)

 

Применяется метод линейно-конструктивного исполнения ри­сунка формы изображаемого предметапостроение перспективно­го расположения в пространстве форм предметов, с учетом видимых плоскостей формы предмета и его невидимых (скрытых от взора) плос­костей.

 

Так же идет построение эллипсов на кувшине.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22. При изображении первого плана объемной формы предмета усилива­ется нажим на карандаш, и лишь в конце работы активным ярким цве­том карандаша выделяются небольшие, особо темные акценты.

 

23.  Развитие сюжета в картине ведется от первого плана, поэтому здесь осуществляется детальная прорисовка предметов.

 

 

 

 

24. После прорисовки внутренней конструкции формы каждого предмета натюрморта и уточнения его пропорций следует переходить к работе над светотенью, выявлению освещенных и теневых мест, рефлексов, пятен натурального цвета предмета (то есть к разделам «свет», «полу­тень», «тень», «рефлекс»). Тонкими линиями намечаем границы света и тени, рефлексы, блики.


Источник: https://learn-draw.jimdo.com/%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8-%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-1/%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D0%BE-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA-%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%8E%D1%80%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B0/



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

ВГУЭС. Рисунок для дизайнеров 1 курса (Часть 1. Учебно-методическое.) Кто работает с людьми с телом


Натюрморт с геометрическими телами и драпировками Книга основы рисунка. натюрморт - Сайт учителя изобразительного
Натюрморт с геометрическими телами и драпировками Натюрморт из геометрических предметов Художественная студия
Натюрморт с геометрическими телами и драпировками Повседневные предметы и конструктивный рисунок натюрморта
Натюрморт с геометрическими телами и драпировками Как нарисовать карандашом натюрморт из геометрических тел
Натюрморт с геометрическими телами и драпировками Цель рисования натюрморта из геометрических тел
Натюрморт с геометрическими телами и драпировками Натюрморт из геометрических тел (карандаш)
Учебный натюрморт «Чучело» читать - knigosite. org Выкройка платья без вытачек от А. Корфиати ГОСТ НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ Как доехать из Адлера до Абхазии на общественном