Закрыть ... [X]

Диагностика гуманных отношений


Теоретическое исследование было посвящено решению следующей, поставленной в начале исследования задачи

диагностика гуманных отношений

- изучение теоретической проблемы формирования гуманистических отношений в коллективе младших школьников.

Эксперимент проводился на базе МОУ № 228, в нем принимало участие 15 школьников в возрасте 8 - 9 лет.

Цель эксперимента: в данной части нашего исследования перед нами стояла задача изучения возможностей формирования гуманистических отношений в коллективе у младших школьников.

Задачи эксперимента:

1. Диагностика межличностных отношений детей

2. Разработка и апробация программы по формированию гуманных коллективистических отношений младших школьников.

3. Анализ её эффективности.

Методы:

- анкетирование; изучение документации, продуктов деятельности; беседа.

На первом этапе нами были использованы методы, различные по своему характеру, которые были направлены на те или иные аспекты изучения значимой для ребенка социальной группы и взаимно валидизировали друг друга.

В социальных группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развития общества. Как бы ни отличались друг от друга входящие в состав больших групп малые группы, они всегда несут в своей совместной деятельности и в межличностных отношениях стереотипы поведения, нормы, особенности общения, «язык», присущие большим группам. Малые возрастные группы представляют собой социальную микросреду, опосредствующую взаимосвязь личности ребенка с обществом в целом. И как бы ни была велика роль малой группы в процессе формирования личности ребенка, сама по себе эта группа не создает исторически конкретных социальных норм, ценностей, установок, потребностей.

Важнейшие социально значимые свойства личности ребенка возникают на основе общественно-исторического опыта, традиций больших социально-возрастных групп, которые посредством контактной малой группы «доводят» до сознания каждого ребенка цели и задачи общества, культуры. Для ребенка отношение к возрастным классам «взрослые» и «дети» как социальным макрогруппам обусловлено во многом отношениями со своим ближайшим окружением, и наоборот, поэтому динамика локуса ориентации является комплексной характеристикой значимых для ребенка микро- и макрогрупп. Отсюда возникает необходимость включения в исследование методик, способных дать представление о личностной значимости для ребенка не только групп принадлежности, но и макрогрупп.

Особое внимание к социально-психологическим процессам, происходящим в детской группе, вовсе не означает забвения того факта, что мир человеческих взаимоотношений един, взрослые и дети находятся в нем в тесном взаимодействии, влияя друг на друга. Поэтому очень важно проанализировать влияние взрослых (родителей и воспитателей) на отношение детей к собственной группе принадлежности.

Опишем процедуру исследования и его организацию.

Методики исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Методики исследования

№ п/п

Наименование методики

Цель и задачи

Социометрия, Дж. Морено

Изучение характера межличностных взаимоотношений

Методика «Секрет»

Определение межличностных взаимоотношений в группе

Исследование межличностных отношений детей.

Для этого использовались социометрия Дж. Морено и методика «Секрет».

Социометрическая процедура может проводиться в двух формах. Первый вариант -- непараметрическая процедура. В данном случае испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов испытуемого. Если в группе высчитывается, скажем, 12 человек, то в указанном случае каждый из опрашиваемых может выбрать 11 человек (кроме самого себя). Таким образом, теоретически возможное число сделанных каждым членом группы выборов по направлению к другим членам группы в указанном примере будет равно (N-1), где N-- число членов группы. Точно так же и теоретически возможное число полученных субъектом выборов в группе будет равно (N-1). Сразу уясним себе, что указанная величина (N-1) полученных выборов является основной количественной константой социометрических измерений. При непараметрической процедуре эта теоретическая константа является одинаковой как для индивидуума, делающего выборы, так и для любого индивидуума, ставшего объектом выбора. Достоинством данного варианта процедуры является то, что она позволяет выявить так называемую эмоциональную экспансивность каждого члена группы, сделать срез многообразия межличностных связей в групповой структуре. Однако при увеличении размеров группы до 12-16 человек этих связей становится так много, что без применения вычислительной техники проанализировать их становится весьма трудно.

Если число выборов не ограничено, то выявляют индекс эмоциональной экспансивности. Он определяет, насколько пристрастно человек относится к окружающим его членам группы, сколь активен он в своих выборах:

Подсчитывают индексы положительной и отрицательной экспансивности:

1. Методика «Секрет

Таблица 2

Фамилия, имя

Выборы

Мотивация

Ожидаемые выборы

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

Волкова Л.

1

15

6

болеет

нет

жалеет

2

Горбоносов Д.

7

14

8

Друг

брат

Знакомая

3

Завацкий Ж.

3

12

14

друг

друг

Нравится

4

Зенков К.

3

14

6

красивая

хороший

Хороший

5

Изыгашева Н.

3

12

8

Играем

Просто так

Играем

6

Козлов А.

12

9

5

друг

друг

Играем

7

Легусов К.

10

9

11

друг

друг

Играем

8

Масюков А.

10

8

6

друг

друзья

подруга

9

Михайлов Д.

7

2

3

друг

друг

Играем

10

Пресняков Ж.

6

14

9

нравится

нравится

Нравится

11

Сахаров С.

13

14

9

играем

играем

Помогает

12

Тимошенко С.

10

15

5

играем

играем

Нравится

13

Филиппов С.

1

2

3

умная

друг

Не знаю

14

Шарафутдинов

1

5

11

играем

друг

Играем

15

Юрьева Д.

11

12

1

Нравится

нравится

Нравится

Таблица 3

Действительные выборы

ФИ ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Волкова Л.

1

3

2

Горбоносов Д.

1

3

2

Завацкий Ж.

1

2

3

Зенков К.

1

3

2

Изыгашева Н.

1

3

2

Козлов А.

3

2

1

Легусов К.

2

1

3

Масюков А.

3

2

1

Михайлов Д.

2

3

1

Пресняков Ж.

1

3

2

Сахаров С.

3

1

2

Тимошенко С.

3

1

2

Филиппов С.

1

2

3

Шарафутдинов

1

2

3

Юрьева Д.

3

1

2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Кол-во выборов

4

2

5

0

3

4

2

3

4

3

3

4

1

5

2

Кол-во баллов

6

4

9

0

8

10

2

8

10

3

7

7

1

11

4

Предпочитаемые: Звацкий Ж. Волкова Л. Козлов А. Михайлов Д. Тимошенко С. Шарафутдинов

Принятые: Горбоносов Д. Изыгашева Н. Легусов К. Пресняков Ж. Масюков А. Сахаров С. Филиппов С. Юрьева Д.

Непринятые:

Зенков К.

Филлипов С.

Таблица 3

Социометрия

01

02

03

04

05

06

07

08

09

10

11

12

13

14

15

1

Волкова Л.

1+

1-

3+

3-

2-

2+

2

Горбоносов Д.

1-

2-

1+

3+

3-

2+

3

Завацкий Ж.

1+

1-

2-

2+

3+

3-

4

Зенков К.

1-

1+

3+

2-

3-

2+

5

Изыгашева Н.

1+

1-

3+

2-

2+

3-

6

Козлов А.

1-

3+

2-

2+

1+

3-

7

Легусов К.

1-

2+

1+

3+

3-

2-

8

Масюков А.

1-

3+

2+

2-

1+

3-

9

Михайлов Д.

2+

3+

1-

2-

3-

1+

10

Пресняков Ж.

1+

3+

2+

11

Сахаров С.

1-

2-

3-

3+

1+

2+

12

Тимошенко С.

3+

1-

2-

1+

3-

2+

13

Филиппов С.

1+

2+

3+

1-

2-

3-

14

Шарафутдинов

1+

3-

2+

1-

2-

3+

15

Юрьева Д.

3+

3-

1-

1+

2+

2-

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

5

7

9

1

9

8

4

6

7

7

5

6

3

7

5

Статус

5

3

1

8

1

2

6

4

3

3

5

4

7

3

5

Еi

0.357

0.5

0.643

0.071

0.643

0.571

0.286

0.429

0.5

0.5

0.357

0.429

0.214

0.5

0.357

Таким образом, 1 - 2 ранг имеет Горбоносов, Шарафутдинов, 3 ранг у Волковой, 4 - 7 занимают Легусов, Михайлов, Сахаров и Тимошенко.

Все остальные имеют неблагоприятный статус.

Индекс группового взаимодействия - 23%

Конфликтность - 28%

Взаимность - 51%

Коэффициент предпочтений - 0,39

Положительный индекс эмоциональной экспансивности имеют 93,3% детей в группе, отрицательный - 6,6% детей.

Выделяются три субгруппы:

1. Волкова, Изыгашева, Тимошенко, Юрьева. Лидер - Тимошенко.

2. Легусов, Михайлов, лидер Михайлов

3. Сахаров, Шарафутдинов. Лидер Шарафутдинов.

Конфликтные пары:

Завацкий - Козлов

Завацкий - Юрьева

Козлов - Шарафутдинов

Масюков - Сахаров

Тимошенко - Филлипов

Филлипов - Юрьева

Наибольшее количество положительных выборов у:

Михайлов

Шарафутдинов

Козлов

Отрицательных:

Изыгашева

Завацкий

Козлов

Социометрические матрицы по методикам представлены в приложении.

На данном этапе перед нами встала задача - проанализировать практику обучения русскому языку в начальной школе с целью определения, какое место занимает обучение вежливости на уроках русского языка.

На первом этапе нами был проведена беседа с руководителем методического объединения начальных классов школы № 56 Е.П. Васильевой, вопросы к которой представлены ниже:

1. Происходит ли обучение вежливости на уроках русского языка в начальной школе?

2. Если происходит, то является ли эта работа систематической и целенаправленной?

3. Какие формы и приемы работы используют учителя для обучения вежливости?

В ходе беседы было выявлено, что обучение вежливости на уроках русского языка в данной начальной школе происходит, но оно не является систематическим и целенаправленным, т.к. приоритетом работы учителей является формирование отношения к языку как к ценности. Кроме того, в школе проводятся уроки «Этическая грамматика» по Л.С. Шемшуриной, а в четвертом-пятом классах ведется курс «Риторика» (авторская разработка учителя русского языка и литературы). Поэтому учителя в школе, если материал учебника соответствует задаче формирования речевого этикета, используют эти возможности в игровой форме, драматизациях, инсценировках, диалогах. В основном же обучение вежливости в большей степени присутствует на уроках чтения, особенно внеклассного и во внеурочных формах работы.

Далее нами было проведено анкетирование педагогов, в котором участвовало 20 педагогов начального обучения, обобщенный анализ которого представлен в таблице 1.

Таблица 1

Изучение деятельности учителей начальной школы по обучению вежливости на уроках русского языка, (%)

Положительный ответ

Отрицательный ответ

Затруднение при ответе

Обучаете ли вы детей вежливости на уроках русского языка

100

-

-

Проходит ли это обучение целенаправленно и систематически

-

50

50

Занимает ли обучение вежливости важное место в преподавании русского языка

-

100

-

Возникает ли обучение вежливости только при соответствующем содержании текстов упражнений и заданий

100

-

-

Планируете ли вы целенаправленно задания и упражнения по обучению вежливости на уроках

-

80

20

Считаете ли вы, что ваши ученики нуждаются в специальном обучении нормам речевого этикета в процессе целенаправленного обучения

100

-

-

Согласны ли вы с мнением, что уроки русского языка предоставляют большие возможности в обучении вежливости младших школьников

100

-

-

Планируете ли вы в дальнейшем обучать вежливости учащихся начальной школы на уроках русского языка

50

-

50

Таким образом, результаты анкетирования показали следующее:

- учителя начальных классов, считают, что обучение вежливости на уроках преподаваемого ими русского языка происходит;

- при этом обучение вежливости не носит систематического и целенаправленного характера;

- обучение вежливости, по мнению учителей начальных классов, не является важным в процессе обучения русскому языку;

- обучение речевым этикетным нормам возникает только при соответствующем содержании и тематической направленности учебных текстов и упражнений;

- в процессе планирования урока внимания обучению младших школьников вежливости учителя не уделяют;

- при этом все учителя считают, что младшие школьники, которые обучаются в данной школе нуждаются в целенаправленном обучении вежливости;

- все учителя согласны с мнением, о том, что уроки русского языка предоставляют широкие возможности в обучении вежливости младших школьников;

- кроме того, в ходе анкетирования выяснилось, что проекты обучения вежливости на уроках русского языка в дальнейшем существуют у половины учителей начальных классов.

Далее нами был разработан и проведен тест на владение нормами вежливости для учеников начальной школы.

Тест «Владеешь ли ты нормами вежливости?»

1. Какие слова называют вежливыми:

- те, которые могут обидеть другого;

- те, которые демонстрируют уважение к другому человеку;

- те, которые говорят взрослым.

1. Какие из этих слов являются словами вежливого приветствия:

- Здравствуйте!

- Здорово!

- Салют!

2. Почему вежливые слова называют волшебными:

- потому что их используют для волшебства;

- они помогают в общении с другими людьми;

- потому что так говорят только в сказках.

3. Какие слова используют, чтобы отблагодарить другого человека за услугу:

- спасибо

- ты молодец

- здрово

4. Какие слова правильно употребить при прощании:

- до свидания

- пока

- бывай

5. Какое слово употребляют, если нужно обратиться с просьбой:

- дай

- слушай

- пожалуйста

6. В каких случаях говорят «Извините, пожалуйста»:

- если нужно обидеть кого-нибудь

- когда ругаются

- когда просят прощения за причиненное неудобство или вред

7. Кому нужно всегда говорить «здравствуйте»:

- незнакомым людям;

- знакомым людям;

- милиционеру

8. О каком человеке, говорят, что он вежлив:

- о том, кто никогда не употребляет вежливых слов в речи;

- о том, который иногда употребляет вежливые слова при общении с другими людьми;

- о том, который всегда пользуется в общении вежливыми словами.

9. Что делает вежливый человек:

- благодарит за услуги;

- прыгает через скакалку;

- грамотно пишет

Обработка результатов:

За каждый правильно отвеченный вопрос начисляется 1 балл, за неправильный - 0 баллов.

Высокий уровень: 7 - 9 баллов

Средний уровень: 3 - 6 баллов

Низкий уровень - менее 3 баллов

В тестировании участвовали учащиеся 1, 2, 3 и 4 классов. Всего количество обследованных детей - 80 человек (по 20 человек в каждой возрастной группе).

Результаты выполнения теста обобщены в таблице 2.

Таблица 2

Обобщенные результаты изучения уровня владения речевыми этикетными нормами, (%)

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1 класс

-

40

60

2 класс

10

50

40

3 класс

25

55

20

4 класс

30

65

5

Графически результаты обследования представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Результаты изучения уровня владения речевыми этикетными нормами учащихся начальных классов

Как можно отчетливо проследить на рисунке, уровень владения нормами речевого этикета учащихся начальной школы от года к году повышается, что говорит о том, что работа по обучению вежливости в школе ведется. Мы видим, что учащиеся первого класса еще слабо владеют нормами речевого этикета в общении, однако за период обучения происходит существенный сдвиг в овладении нормами вежливости, что показывают результаты тестирования второклассников. Учащиеся четвертого класса в достаточной степени владеют нормами вежливости, но думается, при целенаправленной работе по обучению вежливости эти результаты были бы еще выше.


Источник: http://studbooks.net/1746648/pedagogika/eksperimentalnoe_izuchenie_vozmozhnostey_formirovaniya_gumanisticheskih_otnosheniy_kollektive_mladshih_shkolnikov


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



1.1 Психолого-педагогический аспект формирования гуманных отношений Парень подарил свой крестик


Диагностика гуманных отношений Сущность понятия «гуманные отношения» в психолого-педагогических
Диагностика гуманных отношений 21. Воспитание гуманных чувств у детей дошкольного возраста
Диагностика гуманных отношений Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения
Диагностика гуманных отношений «Улыбнись, пока не поздно!» читать
Диагностика гуманных отношений А.МАРША. СТОЦКАЯ :.Дай мне свои губы, чтобы мог я, к ним губами
Акушерство и гинекология собак / Болезни собак День рождения на природе: шпаргалка с идеями Снова Праздник! Заключительный день в лагере сценарий КАК СДЕЛАТЬ ТАТУИРОВКУ НА МЕСЯЦ? 3 СПОСОБА СДЕЛАТЬ ТАТУ! Квесты даэдра Карточная спортивная игра Бридж. Правила игры в


ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ